Наши разделы
Реклама

 

                                                                                                may9
                                           

Главная \ Новости \ Упущенные шансы

Новости

« Назад

Упущенные шансы 22.09.2012 06:38

Андрей Ваулин.

На очередном заседании Областной думы, как и предполагалось, депутаты внесли поправки в бюджет, увеличив его дефицит еще на 300 миллионов рублей. Плохо это или хорошо? Плохо, но ведь это не последнее увеличение дефицита бюджета в этом году, значит, будет еще хуже. Радует то, что за нарушение бюджетного законодательства Министерство финансов Российской Федерации пока не наказывает, речь идет о превышении предельной величины дефицита по отношению к собственным доходам, утвержденной Бюджетным кодексом. Как следствие, область опять пойдет занимать; хорошо, если это будут бюджетные кредиты, т.к. других источников финансирования продекларированных областных программ просто нет. Высказывание Министра финансов о том, что руководителей регионов необходимо оправлять в отставку, за образовавшийся у региона государственный долг и неэффективную работу, на Костромскую область также не распространяется - у нас «свежеиспеченный» губернатор, который пытается вдохнуть жизнь в экономику области после царствования своего предшественника.

А все ли так делает преемник? Поставив задачу не допустить рост государственного долга региона, можно сорвать короткие аплодисменты, что дальше? Развитие невозможно без дополнительных затрат, мы же остановились, полгода искали внутренние резервы, но их не оказалось, так как предшественник «выжал» регион. История повторяется, рост государственного долга региона, является уже неизбежным, как признались областные власти, «внутренние резервы» в бюджете исчерпаны, экономить больше не на чем и сократить еще какие-то расходы просто невозможно. «Дальнейшее сокращение расходов может привести к отрицательным последствиям».

Может, не стоило быть столь прямолинейным в вопросе государственного долга? Ведь ситуация, в которой оказался наш регион, не является исключительной, в истории можно найти подобные аналогии, достаточно вспомнить хотя бы того же Ли Якокка.

Попробую объяснить, что я имею в виду, хотя считаю что карт-бланшем, предоставленным новому губернатору, он не воспользовался, время упущено.

Болеют не только люди, больной может быть и экономика. В экономике также как в жизни человека: бывает, мы сами портим свое здоровье, бывает, болезни передаются нам по наследству, хуже, кода мы попадает в очаг эпидемии. Поэтому, сравнивая экономику с человеком, можно смело предположить, что экономика региона очень больна, но кто сказал, что смертельно?

Давайте рассмотрим такую ситуацию: очень больному человеку предлагают на выбор, лечится старинными методами, которые ничего не обещают, жить на таблетках или рискнуть на нестандартное решение и поправиться (в смысле перестать болеть). В нашем случае - воспользоваться предоставленным шансом и попытаться возродить экономику региона. Мы не рискнули. Думаю, даже ошибки, которые бы сделал на этом пути губернатор, ему бы простили, потому что моментальной отдачи от него никто не ждет (такое положение в экономике региона складывалось не один год, да это и не реально). Падать дальше некуда, а заявить о себе областные власти могли.

Что я имею в виду? - Начало 2012 года, уход его предшественника был предрешен и очевиден, счет шел на недели. Кандидатуры на должность губернатора, несомненно, проговаривались, рассматривались, согласовывались в верхах. В общем, бюрократическая машина работала. Если бы это было спонтанное решение, на хозяйстве бы оставили первого заместителя; к нам же прислали чиновника, возглавлявшего федеральное ведомство, который в дальнейшем и должен был возглавить регион, но не это главное.

Главное – Весна, на улице начало мая, впереди более полугода. Можно было рискнуть. Чем рискнуть? Именно - государственным долгом. С начала года государственный долг областные власти поддерживают чуть более 9 млрд. рублей. Предшественнику, наверняка, не позволили бы рискнуть, а новому губернатору – вполне: его же поставили вытаскивать регион, почему нет? Тем более депутаты всё те же, закон о бюджете принимали они, ответственность коллективная, а цель явно благая. Статья 22 закона «О бюджете на 2012 год» – предельный размер государственного долга – 10657,9 млн. руб. Далее, верхний предел государственного долга на 2012 год – 11541,7 млн. руб. Какой смысл в этих цифрах в утвержденном бюджете, если ими не воспользоваться?

Давайте посчитаем, из принятого предельного размера государственного долга вычтем его фактическую величину, итог - более полутора миллиардов рублей. Если учесть что собственных доходов в регионе всего 11,5 миллиардов, согласитесь не плохая прибавка. Только пускать их нужно было на развитие экономики региона, но мы этого не сделали, продолжая, видимо по привычке, турне по районам области, выискивая неэффективные расходы. То, что проделана огромная работа по сокращению расходов - это хорошо, что дальше? Где развитие? Да, эту работу необходимо было проводить, и, возможно, даже более жестко, но еще более важно было думать о перспективе. Эти предельные цифры были приняты областным законом, они не являлись секретными и были известны федеральному центру, именно доводя долг до установленных законом величин, и можно было рисковать, но рисковать на развитие региона на перспективу. Естественно, быстрой отдачи ожидать не приходится, но за эти полгода можно было сделать задел на будущее. Так сделали Калужская и Калининградская области, вот строчки из статьи «Долговую нагрузку нельзя просто мерить в рублях» директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич: «Есть регионы, которые занимали на развитие инфраструктуры под инвестиции. Немалый долг у Калужской, Калининградской областей. Это те регионы, которые влезали в долги, чтобы развивать инфраструктуру и привлекать инвесторов».

Что имеем в итоге? На улице середина осени, государственный долг мы так и не сумели удержать, он неизбежно вырастет к концу года, в чем признались областные власти, только теперь он будет связан не с развитием региона, а с социальными обязательствами, но это уже другая история. Рисковать уже поздно, время упущено.

Есть такая примета, что при смене руководителя, даже если он хороший, организация откатывается на год назад, а если плохой на все – пять. Как продвинулся «вперед» регион при прежнем руководстве мы уже знаем, очень не хотелось бы пятиться, еще пять лет.

Отдельные мысли вслух, но может к ним прислушаются. Если мы строит вертикаль власти по аналогии с федеральным центром, так давайте будем последовательны до конца. Не важно, кто из них будет первым заместителем губернатора, но их должно быть ДВА: один отвечающий за финансы, другой за экономику. У нас же получилась, нечто. Ничего не имею против первого заместителя губернатора по экономике и финансам, но мне его честно жаль. Очень неудобно сидеть на «двух стульях» или быть двуглавым орлом, это просто не практично. Что должно происходить в голове у человека, если она одна, а перед ним поставлены взаимоисключающие задачи? До обеда беречь и радеть за каждую копейку, то есть быть финансистом, а к вечеру думать о развитии региона, тратить эти самые деньги?

http://avaulin.livejournal.com/

 


Новостная лента
Наши партнеры

 

 

              pic1_1.gif

 

 

ПДР