Наши разделы
Реклама

 

                                                                                                may9
                                           

Главная \ Новости \ Костромские миражи

Новости

« Назад

Костромские миражи 04.07.2012 22:49

Как бы мы их не назвали: фантомами, призраками, миражами, - все это «обман зрения» или симулякр, суть от этого не изменилась, они остались только на бумаге, в документах, в воспоминаниях, в рассказах. Если верить, что чудеса еще возможны, может быть, когда-нибудь они еще воскреснут, возродятся как феникс из пепла. Хотя это скорее из области фантастики, уж больно их много на Костромской земле.

Зачем мы продолжаем их числить в документах, для меня это остается загадкой – речь идет о населенных пунктах: села, деревни, хутора и т.п., в них уже никто не живет, остались только названия.

Естественный процесс - стремление любого из нас к жизни в более комфортных условиях - вполне оправдан. В то же время, наверное, пора задуматься о масштабах проблемы уже исчезнувших и исчезающих населенных пунктов на территории Костромской области.

Мы все видим, что вдоль дорог очень много заброшенных и пустующих деревень и сел, но ведь не все они располагаются около главных трасс. Сколько их в действительности? Чем живет население таких мест, каков его состав, что делается для того, чтобы прекратить вымирание наших сел и деревень?

Более полной базы данных, чем «свежее» постановление администрации Костромской области, для анализа вряд ли можно себе представить. Как говорится, все в «одном флаконе»: все населенные пункты нашей области, количество проживающих в них, расстояние до центрального сельского поселения и много другой полезной информации. И все в одном месте, в постановлении от 24 июня 2008 года № 184-а «Об утверждении реестра населенных пунктов Костромской области», в редакции от 13 апреля 2012 года. Символичная дата, не правда ли, 13 апреля 2012 года; наверное, это было последнее постановление, которое подписал бывший губернатор, находясь на своем посту.

Хотя он немало сделал для того, чтобы населенных пунктов, которые покидают местные жители, на карте Костромской области стало больше. Как это делалось? – Да очень просто: рьяно, не думая о будущем, боролись с неэффективными расходами бюджета, закрывали районные медицинские учреждения, малокомплектные школы, учреждения культуры. Эти расходы действительно неэффективны, чиновники рапортовали об их сокращении, но что останется завтра на этой земле? Что предлагалось жителям этих мест взамен? Стала ли жизнь у тех, кто остался в них жить, лучше? Может не все критерии оценки эффективности деятельности власти подходят для нашего региона? Что нас ждет в ближайшем будущем? Предлагаю перейти к цифрам, их не так много, но они впечатляют.

В настоящее время на территории области насчитывается, согласно, этого постановления, немногим менее ТРЕХ С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧ сельских населенных пунктов, для удобства анализа разобьем их на группы по количеству проживающего в них жителей:

I-ая группа - населенные пункты, без жителей – 951;

II-ая группа - населенные пункты с числом жителей от 1 до 10 человек – 1219;

III-ая группа - населенные пункты с числом жителей от 11 до 100 человек – 832;

IV-ая группа - населенные пункты с числом жителей от 101 до 1000 человек – 439;

V-ая группа - населенные пункты с числом жителей более 1001 человека – 43.



Что получили в итоге? - Более четверти населенных пунктов числятся только на бумаге, там нет жителей – это фантомы. Однако жизнь продолжается. Следующая цифра впечатляет не меньше: в более чем трети всех населенных пунктов в нашей области проживают от ОДНОГО до ДЕСЯТИ человек. О каком качестве жизни населения и развитии региона можно вести речь? Те же инвесторы ездят по области и видят эту печальную картину.

Живущим в таких населенных пунктах, чтобы добраться до центральной усадьбы, райцентра, почты, больницы, школы нужно преодолеть не один, а чаще десятки километров, по костромскому-то бездорожью! Как долго еще эти села, деревни продержатся и не перейдут в первую группу?

Есть ли у властей понимание того, что содержание этих населенных пунктов – это действительно неэффективное расходование бюджетных средств, в стратегическом плане. Итог вырисовывается один: мы получаем «пустыню» в центральной части России, и главным здесь становится фактор времени. Может не все так плохо и не стоит сгущать краски? - Увы, численность сельского населения на территории области за период с 1 января 2010 года по 1 января 2012 года сократилась более чем на 15 тысяч человек, что более чем в 2 раза превышает сокращение численности городского населения. Уезжают, по данным той же статистики, в пересчете на 1000 человек количество умерших одинаково: что в городе, что в сельской местности. Очевидно, что те, кто окончательно осознал невыносимость жизни в таких условиях, покидают свою малую родину и перебираются ближе к цивилизации, туда, где есть школа для ребенка, больница, а главное, где проще найти работу. Кто же остается жить в этих селах, деревнях – полупризраках? - Кто не в силах сорваться с насиженного места. Они понимают, что за свой дом не смогут выручить практически ничего, чтобы купить жилье в другом месте. Да и где их ждут? Кто же они? Скорее всего – это наши заслуженные пенсионеры, а если быть более точным – пенсионерки. Да, именно российские женщины в основном живут в этих населенных пунктах, по данным статистики их в нашей области в 2,5 раза больше, чем мужчин. Это они чаще всего оставлены на произвол судьбы в отдаленных малонаселенных деревнях. С одной стороны, попытка оказать им хоть какую-то поддержку; с другой же стороны, невозможность обеспечения им необходимого качества жизни из-за распыления хоть каких-то денежных средств по необъятным просторам Костромской области, даже не всегда «глубинки». «Стратегический» проигрыш, таким образом, касается социальной и экономической сферы.

Какие же могут быть варианты развития событий? – Можно оставить все, как есть, продолжая неэффективно использовать бюджетные средства, но при этом не достигая цели и оставляя людей без должного внимания и заботы, и со временем эти населенные пункты сами перейдут в первую группу. Второй, он намного трудней, и первоначально намного более затратный - заниматься переселением жителей из этих населенных пунктов, создавая для них нормальные условия для проживания. Неся эти затраты, мы тем самым будем снижать дважды неэффективную составляющую бюджетных расходов, высвобождая в перспективе средства на развитие региона, не к этому ли мы все стремимся?

Укрупняя районные центры и центральные усадьбы, власти создадут для СВОИХ жителей нормальные условия, что явится дополнительным фактором к притоку инвестиций в регион. Почему именно для своих? – Потому, что приглашение специалистов из других мест и создание для них нормальных условий, при существующей действительности, вряд ли повысит реноме действующей власти.

Куда пойдет инвестор? Туда, где предпринимаются шаги для развития, или туда, где застой? Туда, где создаются условия привлекательные для инвестиций. Наверняка никому не нужно доказывать, что инвестор выберет регион, где помимо прочих составляющих есть еще и рабочая сила, а это город, райцентр.

Костромская область - единственный регион в центральном федеральном округе, в котором среднее количество жителей в городах за исключением областного центра составляет менее 19 тысяч человек; это очень мало, так что их укрупнение стало бы благом для жителей мало населенных деревень и для региона в целом. В области всего 43 населенных пункта, где число жителей перевалило за тысячу человек, именно туда вероятнее всего придут инвесторы с проектами по открытию производства и, соответственно, с новыми рабочими местами для наших земляков.

Решение принимать властям, при любом раскладе оно будет трудным, но не стоит забывать поговорку, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Андрей Ваулин. 

Jul. 5th, 2012 at 8:25 AM

Новостная лента
Наши партнеры

 

 

              pic1_1.gif

 

 

ПДР